Рынок карьерной спецтехники довольно консервативен, и новые имена здесь появляются не так уж и часто. А рынок большегрузных карьерных самосвалов и вовсе казался сформированным: для создания таких машин требуются внушительные производственные мощности, да и требования к ним выдвигаются жёсткие, ведь машины эксплуатируются в самых тяжёлых условиях.
Долгое время на российских объектах открытых горных работ можно было видеть одни и те же бренды. Однако прямо сейчас на Кийзасском угольном разрезе в Кузбассе опытно-промышленные испытания проходит первый в России самосвал грузоподъёмностью 150 тонн от китайской компании SANY. И не исключено, что на наших глазах структура этого рынка начала меняться и здесь появился новый амбициозный игрок.
Задачи погрузки и транспортировки горной массы на Кийзасском разрезе осуществляет компания «Сервис-Плюс»: для Кузбасса это в целом довольно распространённая практика. «Сервис-Плюс» владеет внушительным парком техники. Если говорить о самосвалах, то это по большей части машины БЕЛАЗ.
Но, как говорит операционный директор компании Станислав Гопоненко, для бизнеса правильнее не складывать все яйца в одну корзину, а иметь несколько поставщиков техники. Когда компания SANY в Китае завершила производственные испытания 150-тонного карьерного самосвала SET150S и машина стала доступна для потребителей из других стран, «Сервис-Плюс» первым в России приобрёл новую технику. «Пилотный» экземпляр в нашу страну привёз официальный дилер SANY, компания «Партнёрство, Инвестиции, Развитие» (ООО «ПИР»).
«Можно сказать, что карт в нашей колоде прибыло. Появление большегрузного самосвала SANY было очень своевременным, ведь продукция крупных американских и японских поставщиков оказалась не доступна для российских потребителей», — прокомментировал недавнее приобретение руководитель технических проектов ООО «ПИР» Алексей Чураков, рассказывая предысторию появления новой машины на Кийзасском угольном разрезе и в целом на российском рынке.
Современный самосвал
Полагаем, что компания SANY как поставщик горной техники в представлении не нуждается. Это крупный китайский производитель оборудования, частная и весьма современная компания. Точнее, правильнее будет говорить о группе заводов, имеющих общее руководство и реализующих достаточно независимую политику продаж продукции. В добывающей отрасли, в том числе и на российских предприятиях, давно находят применение буровые установки, фронтальные погрузчики, а также экскаваторы SANY.
Машины SANY хорошо знакомы и компании «Сервис-Плюс»: в эксплуатации сегодня и самосвалы, и экскаваторы, и погрузчики китайского бренда. Владелец спецтехники не первый год работает и с российским дилером производителя — компанией «ПИР», которая и поставила все машины бренда, а сейчас занимается их обслуживанием. Как рассказал Станислав Гопоненко, с самосвалом SET150S «Сервис-Плюс» познакомили именно специалисты «ПИР»: презентация заинтересовала потенциального владельца, и сделка состоялась.
Конечно, карьерный самосвал не новая для SANY техника, такие машины уже работают на российских предприятиях. Но прежде компания присутствовала только в нише более «лёгких» самосвалов грузоподьёмностью 55, 60, 90 тонн. Такие машины есть и в парке «Сервис-Плюс». Так что опыт создания техники этого класса у компании SANY есть. При этом SANY SET150S — это машина, отличающаяся иной, более современной конструкцией.
Дело даже не в том, что это большегрузный самосвал, хотя современным добытчикам нужны именно такие. «Лёгкие» машины призваны перевозить в первую очередь ценный компонент или концентрат, а для транспортировки вскрышной горной массы нужны самосвалы большей грузоподъёмности. Станислав Гопоненко называет 150-тонную машину наиболее универсальной: он работает в тандеме с экскаватором, чей ковш вмещает 10-15 «кубов».
Безусловно, на современных предприятиях есть самосвалы и большей грузоподъёмности, но они находят применение в особых горно-геологических условиях, да и экскаватор для них нужен более мощный. Скажем, «Сервис-Плюс» делает ставку на 136-тонные БЕЛАЗы, конкуренцию которым сейчас и стремятся составить 150-тонные SANY. На Кийзасском разрезе SANY SET150S транспортирует вскрышную горную массу.
«Фишка» SANY SET150S — это электромеханическая трансмиссия с приводом от двух дизельных двигателей. Производитель также предусмотрел решение, которое делает самосвал по-настоящему современным, — это система рекуперации энергии при торможении. Алексей Чураков объясняет: масса самого самосвала — 105 тонн, плюс к этому 150 тонн груза. При торможении машины образуется большое количество энергии, и она не расходуется впустую, а идёт на подзарядку блока тяговых аккумуляторов.
Когда машина снова разгоняется, блок как дополнительный источник энергии подключается к генераторам, работающим от дизельных двигателей. За счёт этого удаётся существенно снизить расход топлива: по опыту работы машины на Кийзасском разрезе, экономия достигает 16%, но это, говорят специалисты производителя, не предел.
На SET150S установлен двигатель Weichai WP17 китайского производства, этот агрегат пока является новинкой на рынке, но он уже прошёл достаточное количество испытаний и получает хорошие отзывы от эксплуатирующих технику компаний. Вообще, все жизненно важные органы самосвала выпущены китайскими производителями: электротрансмиссия, тяговые электромоторы, генераторы. Есть несколько узлов от сторонних поставщиков, но только тех, которых не коснулись санкционные ограничения.
«Мы сейчас отчётливо понимаем, что если санкции будут ужесточаться, то производитель сможет с лёгкостью заменить узлы сторонних поставщиков, это не станет проблемой. То есть комплектация машины позволяет нам полностью обходить санкционные ограничения, при этом предлагать добывающим компаниям технику, качество которой не уступает качеству техники известных брендов», — подчёркивает Алексей Чураков.
Специалист также добавляет, что SANY изначально не позиционировал себя как «дешёвый Китай» — это премиальный бренд, что отражается и на ценовой политике производителя. Машина оказывается на несколько процентов дороже того же БЕЛАЗа (если сравнивать 150-тонный SANY и 136-тонный БЕЛАЗ), но заметно дешевле Komatsu или Liebherr.
Первый в России
Сегодня первый работающий в России самосвал SANY SET150S уже почти отходил свою первую тысячу моточасов и прошёл соответствующее ТО. Машина задействована в технологической цепочке вместе с тремя самосвалами марки БЕЛАЗ и карьерным экскаватором Liebherr. Экипаж машины — это сотрудники компании «Сервис-плюс», опытные операторы самосвалов.
То есть никаких специальных условий для «новичка» на разрезе не создали: он выполняет сменное задание как рядовой самосвал. Из особенностей можно назвать разве что присутствие на промплощадке сервисного инженера SANY и сотрудников «ПИР-Сервис», которые отлаживают работу новой спецтехники.
«Идёт полноценная эксплуатация машины, никаких «поблажек» новичку мы не делаем. Разве что пристально за ним наблюдаем: контролируем расход топлива, объём перевозимой горной массы, износ отдельных узлов и агрегатов. С «ПИР-Сервис» мы в постоянном тесном контакте, без них здесь никуда», — говорит Станислав Гопоненко.
Команда «ПИР-Сервис» сопровождает самосвал-пионер буквально с первых шагов его работы в России, именно эти специалисты осуществляли сборку и запуск машины. Старший сервисный инженер «ПИР-Сервис» Никита Суворов говорит, что самосвал держится молодцом: поломок не было никаких, поэтому ремонтные работы не требовались, только регламентные и ТО.
«Это довольно специфическая машина, она отличается от всех других представленных на рынке карьерных самосвалов. Два двигателя внутреннего сгорания — это новинка для рынка. Они вращают генераторы, которые заряжают аккумуляторы и передают заряд на электродвигатель. Двигатели работают в паре, и, если один выйдет из строя, машина сможет продолжить движение на одном двигателе и одном генераторе.
И это только один момент. Не могу сказать, что нам пришлось переучиваться и долго вникать в принцип работы машины, но всё-таки это иное конструкторское решение. Я бы назвал разработки SANY удачными и перспективными. Например, со своей стороны отмечу удобство обслуживания ключевых агрегатов: к ним удобно подобраться, производитель буквально всё предусмотрел.
Кроме того, есть несколько небольших, но заметных изменений. Так, генераторы и электромоторы у SANY SET150S бесщёточные, что очень упрощает обслуживание и позволяет провести работы быстрее», — поделился опытом Никита Суворов.
Добро пожаловать в Сибирь!
Любой угольный разрез подразумевает тяжёлые условия для спецтехники: здесь и особенности карьерных дорог, и пыль, и необходимость работать в режиме 24/7. А угольный разрез в Кузбассе, в Сибири в любом случае накладывает свои условия. Новый самосвал на объекте запустили в январе, поэтому он немедленно попал в самое пекло, то есть в настоящую русскую зиму.
«Самосвал уже эксплуатировался в морозы, успел поездить в гололёд. В целом могу сказать, что машина работала, но требовала повышенного внимания. Сейчас мы устраняем возникшие нарекания, чтобы следующую зиму машина отработала идеально», — рассказывает Никита Суворов.
В частности, специалисты компании «ПИР» сейчас корректируют алгоритм работы электродинамических тормозов, чтобы самосвал увереннее чувствовал себя на гололёде. Ещё одно усовершенствование, пожалуй, ожидаемое — установка дополнительных систем подогрева с учётом реальных сибирских морозов.
«SANY SET150S — это первая ласточка, с ним мы проходим все этапы выхода новой техники на новый рынок: здесь и таможенные, и лизинговые процедуры, и организационные трудности. Мы были к этому готовы, и сейчас большая часть этих этапов пройдена.
В дальнейшем мы будем поставлять технику, готовую к работе, — такова политика нашей компании. Что это значит? Значит, что на объект приедет машина со всеми необходимыми заказчикам допопциями: системой пожаротушения, телеметрии, подогрева и так далее.Принципиально, что всё это мы всегда делаем по согласованию с заказчиком, и какие-то решения ставим на мощностях завода-производителя, а какие-то уже здесь, на месте. Наша компания давно работает на рынке, мы знаем, что тут есть нюансы. Взять ту же систему подогрева: по нашему опыту, лучше поставить не китайскую, а российскую.
В конструкции этого оборудования есть свои изнашиваемые узлы, и, работая с российскими производителями, проще заказывать запчасти. То же самое можно сказать про систему пожаротушения.
Или система взвешивания: мы можем поставить любую, которую выберет заказчик, но тут важен не бренд как таковой, а возможность встраивания в существующую систему телеметрии, иначе система будет неэффективной. То есть мы стараемся максимально учитывать пожелания и особенности работы заказчика», — рассказывает Алексей Чураков.
Специалист также отмечает, что компания-дилер в принципе не ставит перед собой задачу продать самосвал. Цель в данном случае — предоставить заказчику эффективный элемент технологической цепочки. Поэтому подобные работы по доводке спецтехники обязательно сопровождают её дебют. В конце концов, речь идёт о новой для российского рынка машине.
Поэтому на разрезе постоянно присутствуют представители и производителя, и дилера: они наблюдают, контролируют, донастраивают, превращая самосвал-«новичок» в полноценного члена команды.
Машина и дилер
Конечно, все эксплуатирующие спецтехнику компании знают, что купить самосвал — это только полдела. Техника, особенно карьерная, требует осмотров, своевременного ремонта, оперативной поставки запчастей. Главный вопрос к китайским машинам обычно таков: «А кто и как будет заниматься их обслуживанием?».
«Мы заключили сервисный договор с компанией «ПИР-Сервис», которая взяла на себя задачи ремонта и обслуживания новой машины», — подчёркивает Станислав Гопоненко.
По оценкам самих технических специалистов, сегодня именно «ПИР» является компанией, которая обладает самой высокой квалификацией по работе с самосвалами SANY в России. Дилером китайского производителя «ПИР» является уже три года, и перед тем, как поставить первый в стране большегрузный самосвал, предприятие накопило достаточный опыт работы с более «лёгкими» машинами бренда, реализовав несколько десятков таких машин.
Кроме того, за плечами у сервисных инженеров компании профильное образование, как правило, высшее, а также практика обслуживания и ремонта карьерных самосвалов других брендов.
Сегодня ООО «ПИР» организовало собственный склад запчастей для новых машин. Запчасти уже являются собственностью компании, они прошли таможню и начинают наступать на склад в Новокузнецке.
Отметим, что по завершении периода ОПИ специалисты «ПИР-Сервис» продолжат работу на Кийзасском разрезе — таковы условия договора, заключённого с «Сервис-Плюс». В компании отмечают, что такая схема взаимодействия является наиболее эффективной для добывающей компании, поскольку позволяет свести простои техники к минимуму.
Никита Суворов, полагаясь на свой опыт, говорит, что для отрасли это момент принципиальный. День простоя карьерного самосвала — это значительные убытки, а день простоя экскаватора, который грузит четыре самосвала, — это огромные финансовые потери для добытчика.
«Скорость реакции — вот главное преимущество постоянного присутствия сервисных инженеров на объекте. Скажем, на Кийзасском разрезе наши ребята, получив заявку от механика, смогут начать работы максимум через полчаса — это если техника находилась в самой крайней точке объекта.
Каждый день во время обеденного перерыва мы инспектируем машины: проверяем поступление смазки по всем узлам, люфты соединений, уровень жидкостей и так далее. Такая работа позволяет оперативно скорректировать процесс и не допустить существенных поломок.
Прямо на месте мы держим небольшой запас запчастей, расходников, ну а крупногабаритные детали возим со склада, на Кийзасский повезём из Новокузнецка, это совсем близко»,
Продолжение следует
Сегодня «подопечные» «ПИР-Сервис» на Кийзасском разрезе — это один 150-тонный самосвал SANY и один экскаватор того же бренда. Пока семейство небольшое, но в тот самый момент, когда мы готовим эту статью, специалисты компании уже собирают второй SANY SET150S. Всего на разрезе будут работать 5 самосвалов и два экскаватора этого производителя. За ними будет закреплена отдельная сервисная бригада «ПИР-Сервис».
Через полгода, по предварительным расчётам поставщика, завершится период опытно-промышленной эксплуатации первого самосвала SANY SET150S, после чего для него начнутся обычные трудовые будни. «ПИР» не в первый раз выводит на рынок новую технику, поэтому в компании уверенно говорят, что запланированного времени хватит на узнавание машины, формирование опыта её эксплуатации, стажировку и выход на стабильную эксплуатацию.
Также уже известно, что большегрузные самосвалы SANY отправятся на службу в Приморский край. В целом же «ПИР» намерен поставить в Россию около сотни самосвалов в 2023 году.
«Я думаю, что у SANY SET150S больше перспективы. И сейчас нам особенно важно подтвердить все заявленные характеристики. Самосвалы SANY доступны к приобретению в России, они имеют более выгодную цену, чем аналогичная техника известных брендов, хотя в эксплуатации они ничем не уступают»,— уверен Алексей Чураков.
Технические характеристики самосвала SANY SET150S
Параметр | Единицы | Значение |
---|---|---|
Размеры автомобиля, Д × Ш × В (подъем) | мм | 11 812 × 7 723 × 6 184 (11 080) |
Колесная база | мм | 5 300 |
Передняя колесная база | мм | 4 874 |
Задняя колесная база | мм | 5 725 |
Минимальный дорожный просвет | мм | 490 |
Максимальный угол поворота переднего колеса | ° | 40 |
Минимальный диаметр поворота | мм | 13 200 |
Двигатель | — | 2 × Weichai WP17 |
Электрическая мощность | кВт | ≥ 1 330 |
Максимальная скорость | км/ч | 64 |
Геометрический объем кузова | м³ | 55 ± 5 |
Геометрический объем кузова | м³ | 78 ± 5 |
Элемент | Вес, кг |
---|---|
Шасси с подъемными цилиндрами | 83 800 |
Стандартный кузов | 18 200 |
Снаряженная масса автомобиля | 105 000 |
Максимальная грузоподъемность | 150 000 |
Полная масса автомобиля* | 255 000 |
Осевая нагрузка | Передняя ось | Задняя ось |
---|---|---|
Без груза | 49% | 51% |
Полная загрузка | 33% | 67% |